вторник, 11 сентября 2012 г.

Публикации наших педагогов

Создание благоприятных условий для развития двигательной активности детей второго года жизни в группе и на прогулке.

Подивилова Наталья Дмитриевна,

воспитатель группы раннего возраста МБДОУ ДС № 390



           Интеллектуальное и психическое развитие, воспитание нравственных черт личности ребёнка тесно связано с формированием физических качеств, двигательных навыков и умений. Движения составляют основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

          Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Поэтому очень большое значение для малышей имеет организация двигательного режима. Оптимальный режим характеризуется рациональным чередованием физических упражнений, умственных нагрузок, сна, развлечений и т.д.

           Работая с детьми раннего возраста, приходится отмечать, что дети раннего возраста имеют недостаточную двигательную активность в семье. Результаты анкетирования родителей показывают, что дети длительное время проводят у телевизора, компьютера, сидят при просмотре мультфильмов, при прослушивании сказок. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология – это нарушения жирового обмена.

        Нами, педагогами детей второй группы раннего возраста «Солнышко», была поставлена основная цель: создать условия для оптимального двигательного режима, который будет складываться из утренней гимнастики, занятий физической культурой, подвижных игр и игр малой подвижности, а также рациональную организацию всей жизни детей, каждого из режимных процессов в целях повышения уровня двигательной активности каждого ребёнка. Особое внимание было уделено созданию условий для организации самостоятельной двигательной деятельности детей второго года жизни в группе и на прогулке.

        Исходя из психомоторного развития детей второго года жизни нами было намечено также решение следующих программных задач:
  • создать условия для своевременного физического развития каждого ребёнка;
  • обеспечить физиологически оправданную потребность детей в движении;
  • содействовать накоплению и обогащению двигательного опыта;
  • развивать естественные движения детей: равномерность шага при ходьбе, умение ходить по ровной и ограниченной поверхности, сохраняя равновесие, самостоятельно влезать на стремянку и слезать с неё;
  • формировать умение отталкивать мячи при бросании и катании, замахиваться перед броском.

       Для организации индивидуальной работы по физическому воспитанию всех детей группы мы условно разделили на подгруппы по уровню подвижности и всю работу по развитию движений строили в соответствии с учётом соответственного уровня:

 дети большой подвижности - это дети, обладающие нормальной и высокой интенсивностью движений; они отличаются сравнительно ровным поведением, много двигаются в течение дня, охотно откликаются на предложения взрослого поиграть в подвижную игру, выполнить двигательное задание;

 дети средней подвижности - эти дети отличаются ровным и спокойным поведением, размеренной подвижностью в течение дня; эти дети активны, самостоятельно регулируют свою двигательную деятельность, движения их отличаются чёткостью, уверенностью, целенаправленностью;

 дети с чрезмерно высокой интенсивностью движений, которые отличаются неуравновешенным поведением, плохо регулируют свою двигательную деятельность, но с охотой выполняют двигательное задание, хотя не всегда улавливают его суть, эти дети чрезмерно быстро утомляются, что приводит к истощению нервной системы;

 малоподвижные дети – они отличаются пассивностью поведения, быстрой утомляемостью, выбирают спокойные виды деятельности; движения их, как правило, плохо сформированы, дети неохотно включаются в подвижные игры.

         Конечно, особое внимание педагогов направлено на обогащение двигательного опыта малоподвижных детей, формирование движений, интереса к ним и потребности в подвижных видах деятельности. Учитываем и тот факт, что малоподвижные дети могут активно двигаться только со взрослым. У таких детей мы развиваем интерес, желание повторить движение без помощи взрослого.

         Основным моментом в организации двигательной активности малышей мы, педагоги, считаем организацию физкультурно-игровой среды. В групповой комнате выделено достаточно места для движений детей с учётом их интересов, пола, уровня двигательной активности, двигательного опыта, степени самостоятельности, обеспечено чередование покоя и движения. Таким образом, мы замечаем, что у каждого ребёнка достаточно места для движений, чтобы ему никто не мешал. Мы стараемся оберегать это пространство. Самостоятельное хождение детей второго года жизни ведёт к глубоким изменениям в общем развитии ребёнка, в его эмоциональном состоянии, перестраивает поведение и отношение ребёнка к окружающему. Увлекаясь передвижением (чаще по прямому направлению), дети очень любят носить и перемещать предметы, причём носят они их самым различным способом: то в одной руке, то в обеих, в обхват, подмышкой, на голове, на плече. Дети не только носят предметы, но и действуют с ними на ходу: вкладывают, постукивают, завёртывают, звенят. Поэтому в группе достаточно пособий для развития движений детей и они довольно разнообразны: средние и мелкие мягкие и резиновые игрушки, тележки, ящики, пупсы и куколки, вкладыши, кубики, флажки, кегли, гантельки, сумки, мешочки, ленточки, погремушки, наборы шаров для прокатывания, верёвочки, каталки, качалки, лесенки, кубы для перешагивания и спрыгивания, сюжетные корригирующие коврики, мягкие модули, дуги, обручи, мячи разной величины. С удовлетворением отмечаем, что разнообразие предметов вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие двигательных стереотипов.

      Кроме того, в групповой комнате мы расположили мягкие модульные диванчики и кресла, чтобы дети могли посидеть, занимаясь соответствующими игрушками; столы и подвешенные полочки с пособиями для игр стоя; мягкие коврики – для игр на полу.

      Организуя игру детей второго года жизни, мы располагаем наборы игрушек в разных местах групповой комнаты по видам деятельности: в сенсорной зоне - пирамидки, матрёшки, вкладыши, почтовые ящики, кубики, крупные мозаики, строители. Иногда располагаем игрушки на столах, так, чтобы подсказать малышу игровые действия: мишка сидит в машине – «покатай»; кукла сидит за столом с чашкой и блюдцем – «покорми»; машина – кубики – «нагрузи-повези». Силами сотрудников и родителей в группе создан уголок ряжения: веночки, шапочки, косынки, шляпки, фуражки, сумочки, украшения. Все эти вещи радуют детей и побуждают их к действиям.

      Таким образом, расположение оборудования в групповой комнате способствует развитию двигательной активности наших детей. Мы постоянно поддерживаем интерес малышей к игрушкам и пособиям путём смены оборудования, вносим их в комнату время от времени, переставляем их, меняем местами, создавая новые условия для двигательной деятельности детей.

      Проявлению самостоятельности в движениях особенно способствуют условия прогулки. Вне помещения дети попадают в иные условия для передвижения. Ребёнок, который уже ходит, на площадке получает широкий простор: он может уйти подальше, у него меньше возможности столкнуться с другими детьми. Вместе с тем, эта просторная площадь далеко не так легка для хождения, как комнатный пол, на ней бывают неровности, спуски, подъёмы, то довольно крутые, то более пологие, канавки, камни на дороге, корни деревьев. Совершенно естественно, что детям приходится затрачивать много усилий и вырабатывать новую координацию движений для преодоления препятствий. Это не только способствует совершенствованию движений, но и делает детей более ловкими, смелыми, развивает догадку, заставляет соображать, ориентироваться и не теряться в трудные моменты. Зимой мы облегчаем передвижения детей с помощью каталок, ящиков, саней с высокими спинками, за которыми они могли бы сами ходить по ровной, очищенной от снега дорожке. Кроме того, делаем снежные валы, лабиринты, ступеньки и другие приспособления, содействующие активизации движений детей. На прогулочной площадке для развития движений имеются специальные пособия: игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал – ведёрки, совочки, лейки, метёлки, тачки, лопатки.

      Создавая условия для развития двигательной активности детей, мы не забываем об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, его подготовленности, интересах. Постоянно информируем родителей о достижениях малышей в области развития двигательных способностей, вовлекаем родителей в создание благоприятных условий для физического развития наших малышей в группе и на прогулке.













Комментариев нет:

Отправить комментарий