среда, 6 марта 2013 г.


Развитие эмоциональной сферы детей-дошкольников  средствами музыки

Хан Тамара Викторовна,
музыкальный руководитель МБДОУ ДС № 390


Музыка издавна признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Именно в раннем детстве, развивается эмоциональная сфера ребёнка, совершенствуется его мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Поэтому важно, чтобы уже в раннем детстве с ребёнком оказался взрослый, который бы смог раскрыть перед ним двери в чудесный мир музыки, дал возможность познакомиться с ней и почувствовать всю её прелесть.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста убеждает в том, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Этот факт доказал своими экспериментальными работами известнейший физиолог В.М.Бехтерев, психологи Н.А. Метлов, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, музыковед Б.В. Асафьев, композитор Д.Б. Кабалевский, педагоги Н.А Ветлугина, А.В. Запорожец, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова.
В последнее время приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследования полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция» (Даффи, 1962). Другие же (Томкинс, 1963) утверждают, что эмоции образуют первичную, мотивационную систему человека. Некоторые учёные считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Арнольд, 1961). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкрепление поведения (Изард, 1971, Липер, 1948, Томкинс, 1963).
Одним из первых о важной роли эмоций, в поведении людей высказался Липер (1948), ведущий специалист по теории личности и Мауэр (1960) выдающийся специалист по психологии научения.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально – психологических состояний.
Занятия музыкой – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Они  предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятиях музыкой  – вызвать у ребят интерес к музыке, музыкальной деятельности, обогатить их чувства.
Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей повышает результативность музыкальных мероприятий. Для этого необходимо, чтобы педагог был сам увлечён своим трудом, владел профессиональным мастерством, был не равнодушен к тому, о чём говорит, что и как исполняет детям.
Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Часто наблюдая за детьми, отмечаю, что есть дети способные от природы, но стеснительные. Поэтому так необходим индивидуально – дифференцированный подход к детям.
Чтобы музыкальное воспитание носило творческий, развивающий характер, я, как и многие педагоги, использую три основных метода – наглядный, словесный и практический. Каждый из этих методов должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстрированный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному обучению и воспитанию (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга.
На протяжении многих лет  использую в работе с детьми произведения классической музыки всех эпох. При этом важен эмоциональный опыт – способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. Отмечаю, что детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветлённость, лёгкую грусть. Музыка воздействует на ребёнка и физиологически – успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.М. Бехтерев. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.
Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов – народных, инструментов симфонического оркестра, чудо - инструмента – органа, с их выразительными возможностями.
Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно на занятиях музыкой. Иногда предлагаю детям выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное – чтобы дети рисовали не просто на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые бы соответствовали характеру музыки, поняли, что цвета в рисунке имеют большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному, таинственному; яркие, сочные краски – весёлому, радостному характеру музыки.
Таким образом, методы музыкального воспитания (наглядный, словесный, практический) дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагают вариативность их применения.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, стоит в центре внимания педагога на протяжении всего занятия музыкой. Эта способность связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Для выявления уровня эмоциональной отзывчивости на восприятие музыки я использую оценочную шкалу эмоциональных проявлений ребёнка чешского психолога Й. Шванцара. Были взяты чувственные проявления: возбуждаемость и сочувствие.
В эксперименте приняли участие дети старших групп «Рябинка» и «Тополёк». На протяжении всего учебного года измерялись эмоциональные проявления: возбуждаемость и сочувствие, полученные данные заносились в листы обследования детей в сентябре, декабре и в марте месяце.
С экспериментальной группой «Рябинка» проводились дополнительные музыкальные мероприятия два раза в месяц, во II половине дня по слушанию музыке. За основу была взята программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», с записанными автором музыкальными произведениями. Была проведена большая подготовительная работа (подбор стихов, иллюстраций, портретов композиторов, записей музыкальных произведений). На музыкальные мероприятия приглашались родители наших детей и сотрудники детского сада.
По результатам эксперимента в группе «Рябинка» уровень возбуждаемости и сочувствия дошкольников в течение года статистически достоверно изменился. В контрольной группе «Тополёк» уровень возбуждаемости остался на одном уровне, а уровень сочувствия дошкольников изменился в положительную сторону.
Проведённое исследование не претендует на полное решение задачи по развитию эмоциональной сферы дошкольников, но результаты эксперимента показывают, что эмоциональная сфера дошкольников значительно развивается на занятиях музыки.
 Таким образом, музыка и различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребёнка. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии его чувств. В ходе экспериментальной работы произошли позитивные изменения в эмоциональной сфере дошкольников. У детей повысился интерес к занятиям музыкой, к познанию окружающего мира, себя, людей. Дети стали активнее и смелее выражать себя, проявлять внимание и сочувствие друг к другу.
Однако следует помнить, что одними усилиями музыкального педагога, без поддержки воспитателей и родителей трудно поддерживать положительный результат в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передаётся ребёнку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения - это не проходит бесследно для ребёнка: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И, наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «лёгкой» музыкой препятствует эмоциональному развитию ребёнка, обедняет его кругозор.
Часто, общаясь с родителями, настоятельно рекомендую посещать театральные представления, концерты, выставки, народные праздники, тем самым приобщая детей к яркой, разнообразной, интересной жизни.





Приложение:
Задания для изучения эмоциональной сферы дошкольников

Задание № 1
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуальной). Ребёнку предлагаю продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого и удивлённого мальчика (девочку).

Задание № 2
Изучение выразительности речи (индивидуально). Ребёнку предлагаю произнести фразу: «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивлённо (всё это отражаю в тетради диагностики детей).
Ф.И.
радость
грусть
испуг
сердито
удивление
Антон К.
+
+
-
+
+
Вика С.
+
+
+
+
+
Тимур В.
+
+
+
+
+
Данил К.
+
+
+
+
-
Делаю сравнительный анализ выразительной речи у детей.

Задание № 3
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. Детям предлагаю карточки с графическим изображение радости, горя, страха, гнева, удивления, – какое это лицо?
Выясняю, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний.



Развивающие игры
«Хоровод»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движения, снятия напряжения.
Описание: дети встают в круг и по команде взрослого показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, задумчивую сову, счастливую ласточку (можно под музыку).

        «Доктор Айболит»
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи групповой сплочённости,  эмпатии, снятия напряжения.
Описание: один ребёнок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит её, жалеет. После того как доктор Айболит обойдёт всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит (можно использовать музыку).

       «Снеговик»
Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.
Описание: все дети изображают снеговиков. По команде взрослого «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют своё тело и постепенно опускаются на пол (любимая игра детей).







Комментариев нет:

Отправить комментарий